Одна из разновидностей конденсаторных двигателей.


При определении типа двигателя, о котором я рассказывал здесь, встречаются некоторые исключения. Например, двигатель имеет 3 вывода, сопротивление между парами которого одинаково.
И мы понимаем, что это трёхфазный двигатель. Но на шильдике написано: "однофазный, конденсаторный" и указана ёмкость рабочего конденсатора.

 Где же ошибка? На самом деле никакой ошибки нет. Давайте разберёмся.
Для начала нам необходимо понять, что такое три фазы и какие бывают стандарты трёхфазного напряжения.

 

Давайте представим, что у нас имеются три провода, по которым протекает трёхфазное напряжение. Один провод - одна фаза, другой - вторая и третий - третья. Если взять вольтметр и замерить напряжение между двумя любыми из этих проводов, то показания будут 380 Вольт. Назовём его межфазным.

А если у нас имеется четвёртый провод - нулевой, то напряжение между ним и любым из трёх будет 220 Вольт. Это показание назовём однофазным.

 На самом деле, такие напряжения называются "линейное" и "фазное".
Такие показания для нас будут наиболее привычны, так как являются самым распространённым стандартом. Но не единственным. Межфазное (линейное) напряжение может быть 660 Вольт, 380 Вольт, 220 Вольт, 127 Вольт. Поэтому при расчёте трёхфазного двигателя для соединения "звезда" берут одно из значений межфазного напряжения, при этом для "треугольника" получается следующее меньшее напряжение.
Трёхфазные двигателя бывают 660\380   380\220  220\127 Вольт при соединении "звезда"\"треугольник". На бирках (шильдиках) двигателей обычно пишут сначала меньшее напряжение (треугольник), а затем большее(звезда).




Двигателя 380\660 встречаются довольно редко, обычно это двигателя большой мощности, и подключать их в обычную однофазную сеть зачастую не имеет смысла. Двигателя 220\380 - самые распространённые, те к которым мы с вами привыкли, которые мы подключаем в однофазную сеть и получаем от них до 80% мощности. В зависимости от схемы подключения. А вот двигателя 127\220 при включении на звезде в однофазную сеть 220 Вольт с рабочим конденсатором отдают около 90% номинальной мощности. Используя эту особенность, промышленность выпускает однофазные-конденсаторные двигателя которые, по сути, являются трёхфазными 127\220 Вольт.

Помимо таких двигателей выпускаются бытовые центробежные насосы (БЦН) которые так же являются трёхфазными у которых 220 Вольт на звезде.

 Так же была целая серия промышленного электроинструмента рубанки, ручные циркулярные пилы...





Подключаются такие двигателя в однофазную сеть 220Вольт очень просто. Два провода идут напрямую в сеть, а третий подключается к любому из двух через рабочий конденсатор. Как подбирается ёмкость рабочего конденсатора, я рассказывал здесь. Для смены направления вращения два любые провода меняются местами.


Если запуск происходит тяжело, можно использовать пусковой конденсатор с ёмкостью, не превышающей рабочую более чем в 2 раза.








61 комментарий:

  1. Добрый день, Александр.
    Купил электродвигатель ИВ 98 Е 220 50 гц 0.9 кват 3000 об. Как оказалось он относится к конденсаторный двухфазным двигателям. Подключил в сеть, а он гудит и не разгоняется. Вскрыл крышку, подключен 1 рабочий конденсатор на 23 микрофарада. Подскажите если поставить дополнительный пусковой конденсатор на 40 микрофарад, будет ли достаточно? Или все же увеличить рабочий конденсатор? Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это у вас вибратор? Купили новый или б\у?

      Удалить
    2. Новый с завода Красный маяк. Площадочный вибратор. В паспорте написанно тип: асинхронный однофазный конденсаторный с короткозамкнутым ротором.

      Удалить
    3. Тогда почему не работает? может у вас сеть слабая? Пускового 40 должно быть достаточно. Не напутайте с подключением.

      Удалить
    4. Возможно и слабая. Но пробовал у разных людей. Если от руки крутнуть дебаланс, расскручивается и работает.

      Удалить
    5. попробуйте добавить пусковых.

      Удалить
    6. Александр, у меня из двигателя выходят всего две пары проводов, почитал что для моего двигателя пусковой конденсатор подключают параллельно к рабочему через кнопку пуск. Верно?

      Удалить
    7. Спасибо) Александр за ваше видео, благодаря ему я решил проблему с запуском двигателя. Подключил дополнительный пусковой конденсатор через тумблер. Мотор разгоняется, потом отключаю пусковой конденсатор и двигатель работает за счет рабочего.

      Удалить
    8. Хорошо. Но кнопка более предпочтительна.

      Удалить
  2. Александр здравствуйте, У меня как раз такой двигатель, у которого 3 вывода и спротивление на парах одинаковое. На шильдике двигателя указано конденсаторный 4АМАТ80А2У3, мощность 1,1 кВт, если я правильно понял емкость конденсатора 120 микрофарад. Мне не ясно брать емкость рабочего конденсатора 120 мкФарад или подбирать как в вашей статье по вольтметру? И скажите я правильно понял,что сетевые два провода можно подключать к любой паре выводов, ну и конечно конденсатор?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На бирке должен быть указан конденсатор "Ср". Такой и ставьте.
      Подключать к любым двум.

      Удалить
    2. Спасибо за ответ, если можно подскажите можно ли применить конденсаторы на 300 вольт? они дешевле.Или брать на 450 вольт

      Удалить
    3. И еще забыл спросить, понадобится в моем случае пусковой конденсатор или определиться по месту (отсутствует запуск и будет гудеть)? Для пускового наверно можно взять конденсаторы на 300 вольт?

      Удалить
    4. Конденсаторы не меньше 350 Вольт. лучше больше. и для пуска и для работы.
      пусковые по необходимости. В холостую должен пускаться хорошо. А вот под нагрузкой могут понадобиться.

      Удалить
  3. Александр, добрый день, а может быть два конденсатора но судя по подключению оба подключены постоянно. Один Сb=200 мкФ второй Са=40 мкФ.-Са подключен по схеме рабочего конденсатора, Cb последовательно с третьей обмоткой.
    http://savepic.ru/14327403.jpg
    http://savepic.ru/14289515.jpg

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Синий конденсатор пусковой. На нём написано "СТАРТИНГ". Внутри двигателя стоит центробежный выключатель на схеме обозначен FR . Вот он и отключает пусковую ёмкость.

      Удалить
  4. Добрый день Александр. Столкнулся с проблемой, надеюсь на вашу помощь.
    Имеется двигатель (КД 180-4/56 РТ) от стиральной машины , модель стиральной машины к сожалению не знаю, что-то вроде феи.
    Двигатель имеет 4 вывода, 2 чёрных и 2 голубых. С одним из чёрных все остальные, поочерёдно имеют сопротивление ~8 Ом, со вторым чёрным соответственно 2 голубых имеют сопротивление 15 Ом. С этим двигателем из стиральной машины шли конденсаторы - 1 большой отдельно стоящий (20 мкф 250в), и 3 маленьких (0,25 мкф 500в)спаянные между собой и 2-мя диодами в некую цепь (к сожалению они сейчас не под рукой, не вспомню схему).
    По этому двигателю есть вот такая документация http://промкаталог.рф/PublicDocuments/0504009.pdf.
    Подскажите пожалуйста как правильно подключить этот двигатель, если накидаете схему от руки буду очень признателен.

    Заранее спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. фото
      выводы с двигателя - https://yadi.sk/i/hTAwG6Uv3KG4Gw
      наклейка на двигателе - https://yadi.sk/i/0A21STzn3KG4MU
      блок конденсаторов - https://yadi.sk/i/QyNq5gVJ3KG4Q8
      ТХ большого https://yadi.sk/i/yOUgn2Gc3KG4Sp
      ТХ мелких https://yadi.sk/i/1Za0eU863KG4gK

      Удалить
    2. Индекс РТ, как я нашёл,
      Р - с распределенной обмоткой статора.
      Т - трехфазная обмотка статора.
      но вот схемы подключения нигде не могу отыскать

      Удалить
    3. Вы не написали какое сопротивление между голубыми. но скорее всего движок замкнут.

      Удалить
    4. Между собой 2 голубых 15 Ом.
      Подключал этот двигатель без конденсаторов в сеть 220, пробовал с каждым из чёрных по очереди голубые провода. С одним из чёрных работает тихо, с другим громче,

      Удалить
    5. должно быть 2 обмотки не связанные между собой. А у вас всё звонится.

      Удалить
    6. Извините что надоедаю. Я с этим мотором уже несколько дней весь интернет перерыл. Вот сейчас сижу меряю сопротивления и вот к чему пришёл, замкнул 2 голубых провода и померял их сопротивление с чёрным получил 4 Ом, а затем со вторым чёрным и получил 12 Ом. Накидал схему (извините что не особо аккуратно, но надеюсь понятно всё) 1 и 2 контакты - чёрные провода, 3 и 4 - голубые
      https://yadi.sk/i/Qj4qByG63KGfYM

      Удалить
    7. Весь смысл двигателя не в получении нужных сопротивлений, а в физическом расположении катушек относительно друг друга.

      Удалить
  5. Александр, здравствуйте!
    Есть двигатель - https://yadi.sk/i/ctE86wqS3QPfdr
    Расключен треугольником - https://yadi.sk/i/LPwfyhfA3QPfix
    Вопрос, а что за крендели сверху контакты 4-6?
    И рабочий конденсатор будет емкостью 7,5х7?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Возможно контакты теплозащиты. (термодатчик). Конденсатор 50мкф

      Удалить
    2. Благодарю. И тогда такой вопрос, а если на контактной площадке к ним ничего не подключено термодатчики будут не включены в схему?

      Удалить
    3. Да, не будут. А из двигателя к ним провода идут?

      Удалить
  6. Запустился!!!!!!!! Зря пусковой на 150мкрФна 400в брал, ну как пусковой просто конденсатор такой емкости. Может под нагрузкой пригодится. Провода идут. Буду искать документацию. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  7. Александр здравствуйте- я из начинающих- ни как ни вьеду какой провод ЩУПА при прозвонки определяет какая обмотка-конца то два...??? а провод один сажать... = двигун от стиралки на три выхода= при измирени= 1и2=16ом. 1и3=25ом. 2и3=40ом.-КУДА Пусковой сажать???

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте я купиль насос центрабежный фирмы грундфос теперь схему подключения к 220 не могу понять можете помочь вас как найти в контакте

    ОтветитьУдалить
  9. двигатель 4Амат80А2У3 конденсаторный режим s3 70% Ср 120мкФ 2850 об. мин. 250 V yaconta
    греется при рабочем Ср 120 мкФ на холостом. ПОЧЕМУ.я.Александр.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Причин может быть очень много. подшипники, влага, сгоревший...

      Удалить
  10. здравствуйте,Александр.помогите пожалуйста разобраться с подключением этого двигателя http://www.laborant.ru/eltech/01/4/0/67-97.htm ,можно ли его его подключить к пресостату компрессора?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я не пойму, а что не так с двигателем? самый обычный двигатель. Подключить можно куда угодно. Вопрос в другом. Как вы будете отключать пусковую ёмкость в автоматическом режиме?

      Удалить
    2. Вот так https://www.chipmaker.ru/topic/146225/, я не правильно поставил вопрос, на схеме подключения этого двигателя не полный треугольник, можно ли его подключить полноценным треугольником?

      Удалить
    3. Честно говоря я и сейчас ничего не понял. Ваш двигатель не нужно подключать звездой или треугольником. он уже подключен на однофазную сеть.
      Что касается схемы отключения пусковой ёмкости, то я такую вижу впервые. она чем то напоминает пусковое реле для холодильников и старых стиральных машин. Но я не уверен что всё это будет работать как нужно.

      Удалить
  11. Добрый день Александр! У меня двигатель АИР2Т80В2У3 1.5КВТ,2850 ОБ.мин. 1фаз 220в конденсатор 120мкф .НО ЕГО В КОМПЛЕКТЕ НЕТ З обмотки 6 выводов Сопротивление обмоток -1=2.8 ом.2=3.2 ом. 3=3.3 ом.. Подскажите пожалуйста как соединить обмотки, и схема включения с реверсом в однофазную сеть. чтоб была меньше потери мощности

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Александр приветствую. есть двигатель JWI(наверное однофазовый), у него 3 вывода и сопротивление на парах одинаковое. Двигатель запускается напрямую от 220 без конденсаторов. Хочу подключить его через частотник. Вопрос - какой частотник брать, у которого 3 вывода по 220? Спасибо. Фото: https://yadi.sk/i/vs-CuCApIlZ6uA , https://yadi.sk/i/BxEXh8WhgIvroQ Спасибо

      Удалить
    2. А как вы его подключаете, если вывода 3, а в сети 2?

      Удалить
  12. Тупо, на крайние клемы приходит фаза и ноль, средний провод не запитан. Вот фото https://yadi.sk/i/XWO3BcZSlkl8sA

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Скорее всего ваш двигатель просто однофазный. Как вы могли парами его измерять не понимаю. Центральный провод это у вас корпус.

      Удалить
    2. Из двигателя выходят 3 провода, есть четвертый он прикручен к корпусу. Я меряю пары этих 3 проводов как вы описываете в начале статьи 1:2 2:3 3:1 сопротивление одинаковое. Маркировка двигателя 1 фаза 220в. Мне для понимания частотник брать 220- вых 3ф по 220 , или 220-вых 1ф 220.

      Удалить
    3. Судя по фото ваш центральный провод (чёрный) сидит на корпусе. Прозвоните его на корпус. И вообще, трёхфазный двигатель обычно сам не запускается. либо запускается в разные стороны.

      Удалить
    4. Да, если немного поиграть вилкой в розетке, то да направление вращения меняется в другую сторону.

      Удалить
    5. Прозвонил средний на корпус - не звонится.

      Удалить
    6. Напряжение на парах 220 , 192, 163 вольта во включенном состоянии.

      Удалить
    7. Если всё так как вы описываете, то частотник нужен трёхфазный 220В

      Удалить
  13. Здравствуйте Александр, кое какая информация появилась с Вашей статьи но все же. Купил я двигатель 2 ДМШ корабельного типа 3 ф.звезда 220 в, подкидывал на третью фазу и пусковой и рабочий, медленно вращается и гудит. Может ещё с другого двигателя попробовать, который будет фазоращепителем, помогите разобраться, спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Поставьте пусковой больше. И сделайте ревизию. Возможно подшипники под замену.

      Удалить
  14. Здравствуйте,Александр!Помогите,пожалуйста,изменить направление вращения на двигателе АИР3Т80В2.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У вас из двигателя 4 провода выходят, или 3 ? и какое сопротивление между проводами?

      Удалить
    2. Выходит 6 концов.3 обмотки(главная,конденсаторная,пусковая).Солротивление на всех одинаковое

      Удалить
    3. Таких обмоток не бывает. Посмотрите видео, там всё рассказано.

      Удалить
  15. https://electro.mashinform.ru/dvigateli-asinhro6nnye-serii-/dvigateli-asinhronnye-kondensatornye-air3t80-obj3899.html

    ОтветитьУдалить
  16. Здравствуйте, Александр! Подскажите пожалуйста. Двигатель 4амат80а2у3, начал гудеть и не запускаться, рукой раскручиваю тогда набирает обороты. Стоял конденсатор МБГТ 100мкф 1000В заменил на 100мкф 450В, ничего не изменилось, так же гудит. Проблема значит в обмотке?

    ОтветитьУдалить